Содержание
Нагрузочные вилки, ареометры, устройства для проверки АКБ
Нагрузочная вилка – это прибор, предназначенный для проверки автомобильного аккумулятора. Самое простое исполнение включает в себя вольтметр и нагрузочное сопротивление, более сложное исполнение включает в себя еще амперметр и возможность реализации всевозможных измерений не только АКБ, но и всей электрической цепи автомобиля. Чаще всего встречается вот такой вариант нагрузочная вилка нв 01.
Металлический корпус на рукоятке со встроенным вольтметром и одной или несколькими нагрузочными спиралями. Толстый провод одной стороной подключен к «+» вольтметра, а на другой стороне закреплен зажим, обеспечивающий подключение нагрузочной вилки к клемме аккумулятора.
Минусовый электрод вольтметра соединен с металлическим штырем, расположенным на задней части корпуса.
Как же пользоваться нагрузочной вилкой и как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой? Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой производиться в два этапа. Сначала, Вам необходимо произвести замер напряжения на клеммах батареи, не подключая нагрузочные сопротивления. Чтобы произвести данную операцию Вам необходимо подождать 6-7 часов после того, как Вы заглушили автомобиль или же после того как на батарею перестал подаваться ток зарядки от зарядного устройства. Возьмите прибор, не подключая спирали, и соедините плюсовой зажим с плюсовой клеммой АКБ. После чего прикоснитесь минусовым штырем, расположенным на металлическом корпусе прибора отрицательной клеммы аккумулятора и следите за показаниями вольтметра. Итак, первый этап закончен. Отсоедините прибор. Если Вы выяснили, что Ваш аккумулятор заряжен на 100% можно смело переходить ко второму этапу – измерениям под нагрузкой. Теперь Вы должны подключить необходимую нагрузку и произвести те же самые манипуляции, что и на первом этапе. С той лишь разницей, что держать устройство нужно всего пять секунд и на пятой секунде снять измерения. Предупреждаем, что в момент касания штырем минусовой клеммы АКБ, работоспособная батарея будет немного «искрить», не пугайтесь, ведь все дело в том, что Вы подключили к ней нагрузку, сравнимую с пусковым током двигателя.
Внимание! В момент измерений не трогайте руками штырь нагрузочной вилки, т.к. он может сильно нагреваться. Выдержите паузу в 3-5 минут. Проверьте: во время всех действий пробки АКБ должны быть завернуты.
Если на втором этапе измерений, значение вольтметра больше 9.0 Вольт, то значит Ваша батарея в отличном состоянии. Если ниже 9.0 Вольт, Вам необходимо провести обслуживание и заряд АКБ, и произведите контрольный замер. Если и это не поможет, то новость неутешительная – аккумулятор придется заменить.
Будьте бдительны: частая проверка нагрузочной вилкой аккумулятора навредит общему состоянию Вашего АКБ, потому как создает нагрузку на аккумулятор.
Сейчас представлены различные виды нагрузочных вилок, мы же советуем Вам приобретать нагрузочные вилки нв-01, нагрузочные вилки нв-02, нагрузочные вилки нв-03 и нагрузочные вилки-04.
Вы можете зайти на сайт нашего Интернет-магазина и купить нагрузочную вилку отличного качества и по доступным ценам! Мы ждем Вас!
Нагрузочная вилка для аккумулятора своими руками
Проверочный аппарат, представленный в виде нагрузочной вилки, она является одним из важных приборов, применяемых в процессе работы автоэлектрика. Однако не все автовладельцы готовы постоянно обращаться в автосервис, для этого необходимо самостоятельно изготовить данный прибор.
Содержание
- Нагрузочная вилка, принцип действия
- Устройство
- Применение нагрузочной вилки
- Отличие моделей
- Как правильно проверять
- Нагрузочная вилка своими руками
- Используемый материал
- Схемы
- Инструкция как сделать нагрузочную вилку для проверки аккумулятора
Нагрузочная вилка, принцип действия
Самостоятельная сборка аппарата не является задачей повышенной сложности. Перед сборкой необходимо разобраться для чего предназначен прибор и из чего состоит.
Устройство
Нагрузочная вилка представляет собой прибор, при помощи которого возможно произвести проверку источника питания в режиме схожем с его нормальными условиями эксплуатации. В большинстве случаев при заводской сборке аппарат состоит из стрелочного или электронного вольтметра, а также одного или двух сопротивлений в качестве которых устанавливаются металлические спирали. К окончаниям спирали присоединяются измерительные щупы с клеммами для подключения к аккумулятору.
Иногда в конструкцию нагрузочной вилки устанавливается амперметр. Сам прибор представлен в виде металлического или пластикового короба с выходящими проводами и зажимами. Современные модели снабжаются цифровыми измерительными приборами, жидкокристаллическими дисплеями, а также имеют несколько спиралей сопротивления с переключателем для комбинирования нагрузки к батарее.
Устройство применяется для проверки значения напряжения на источнике питания с электролитами на основе кислотных и щелочных соединений. При обследовании отдельных элементов банок применяются специальные вилки с упрощенными характеристиками. При помощи данного прибора возможно проверять работоспособность не только АКБ, но и любого элемента электрической цепи. Измерение проводятся при подключенном питании, а также при отключении электродвижущей силы. Контролироваться может не только напряжение, а также все необходимые параметры, все зависти от сложности конструкции вилки.
Применение нагрузочной вилки
При помощи данного прибора возможно провести следующие действий:
- Определение времени сохранения запаса внутренней энергии. Данный параметр зависит в основном от внутренней емкости. Распространенные модели со значением 50 А/ч способны держать свои параметры на протяжении 140 дней при соблюдении нормальных условий эксплуатации. При подключенном источнике питания к сети, время сокращается практически вдвое. В основном потери происходят при работающей сигнализации.
Важно знать! В зимний период разряд аккумулятора при работающей сигнализации происходит в среднем за 15 дней.
- Измерение состояние заряда. При этом значение 11,7 В показывает, что батарея разряжена. Полный заряд 12,7 В, половинчатый 12,3 В.
- Определение возможного времени удержания заряда. При показании на нагрузочной вилке значения ниже 12 В говорит о том, что необходимо провести восстановление заряда.
- Контроль за замыканием между пластинами в аккумуляторе. Если присутствует короткое замыкание напряжение падает до 9 В. При заряде происходит закипание электролита.
- Определение параметров генератора на выходе. Отклонения от нормально работы могут привести к проблемам при запуске, а также выходу из строя батареи.
- Контроль за сульфатацией электродных пластин, возможно произвести при наличии в комплектации амперметра.
Отличие моделей
Нагрузочные вилки отличаются друг от друга по некоторым параметрам:
- четкость получения показаний;
- тип измерительного прибора;
- сопротивление резисторов или спиралей;
- диапазон рабочих температур;
- диапазон измеряемого напряжения;
- номинальные значения силы тока;
- различные среды используемых электролитов.
Как правильно проверять
Нагрузочная вилка предназначена для проверки источников питания с номинальным значением мощности не выше 12 Вт. Однако допускается использование в сети повышенной мощности, если задействовать при этом несколько резисторов. Для проведения точной проверки необходимо соблюдать следующий порядок действий:
- измерить напряжение на клеммах без нагрузки;
- полученное значение сопоставляют с паспортными данными;
- при полной зарядке подключают нагрузку;
- по истечению 5 секунд снимают показания вольтметра;
- исправный аккумулятор должен показывать значение не ниже 9 В.
Нагрузочная вилка своими руками
Простой при изготовлении, и недорогой прибор будет полезным в гараже любого автолюбителя. С помощью данного аппарата станет возможным проводить постоянную диагностику источника питания, а также генератора. При отсутствии необходимой суммы для приобретения нагрузочной вилки ее можно сделать своими руками.
Используемый материал
При изготовлении вилки могут понадобиться следующие материалы:
- для измерения напряжения понадобится вольтметр, если используем аналоговый, то он должен иметь предел замера до 20 В;
- изолированные провода толщиной до 6 мм, рассчитываются на высокие значения тока;
- на окончании проводов следует использовать специальные мощные зажимы из хромированной стали;
- каркас из негорящих материалов;
- держатель из прорезиненной стали.
Важно! При изготовлении самодельной нагрузочной вилки рекомендуется использовать провода и приборы рассчитанные на максимальные рабочие значения тока.
Схемы
Нагрузочная вилка с одной спиралью:
Нагрузочная вилка с двумя спиралями:
где R- сопротивление в виде спиралей или набора резисторов;
S- выключатели или переключатели;
V- прибор вольтметр.
При измерении аккумулятора емкостью до 100 Ач необходимо использовать одно сопротивление, при проверке батареи внутренней емкостью выше 100 Ач применяют два и более сопротивлений.
Инструкция как сделать нагрузочную вилку для проверки аккумулятора
При изготовлении одним из распространенных способов необходимо следовать следующей инструкции:
- Перед тем как проводить измерительные манипуляции необходимо обеспечить доступ к клеммам аккумулятора. Затем снимаются показания при помощи вольтметра в режиме без нагрузки.
- Чтобы определить необходимое сопротивление следует обратиться к паспортным характеристикам, по ним узнаем номинальные значения напряжения и электрического тока. По формуле:
R= U/I,
где R- сопротивление добавочное, U- напряжение, I- сила тока под нагрузкой.
- На следующем этапе необходимо подключить добавочное сопротивление. Значение должно быть немного больше, чем внутреннее сопротивление в одной из банок аккумулятора.
- Щупы от вольтметра соединяем с окончанием проводов со специальными зажимными клеммами.
- Все аппараты и коммутационные элементы размещают на пластине из текстолита и надежно закрепляют. Данный материал является негорючим и считается надежным изолятором. В некоторых случаях используется керамическое основание.
- Самым последним этапом устанавливаем на каркас ручку с резиной. Резина применяется в качестве изоляционного материала.
Для самого простого способа необходимо сделать следующее:
- Следует использовать кнопку включения массы от старого автомобиля.
- Подобрать два добавочных сопротивления от старых вентиляторов.
- Соединить все коммутирующие элементы.
Блок сопротивления, применяемый в таком случае, имеет внутреннюю защиту в качестве которой выступают встроенные предохранители, срабатывают при резком повышении внутренней температуры.
Описанные выше конструкции простейших приборов для проверки источников питания под нагрузкой довольно просты. В процессе усовершенствования возможно установка на одном каркасе амперметра и секундомера.
https://www.youtube.com/watch?v=Wm2nD_hkcOwVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Самодельная нагрузочная вилка из подручных материалов (https://www.youtube.com/watch?v=Wm2nD_hkcOw)
⚡ Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой перед покупкой и на автомобиле
Правильная проверка аккумулятора нагрузочной вилкой — самый простой и быстрый способ оценить его состояние. Прибор широко используется профессиональными автоэлектриками, продавцами автомобильных аккумуляторов, аккумуляторщиками (специалистами по обслуживанию аккумуляторов). Непрофессионалы – то есть обычные автолюбители – также часто имеют в своем гаражном арсенале грузовую вилку. А все потому, что прибор относительно недорогой, предельно простой в эксплуатации и достаточно точный. Даже если он был куплен по дешевке.
Зачем нужен тест батареи с нагрузочной вилкой?
Навскидку можно привести несколько вполне бытовых ситуаций, когда возможность проверки аккумулятора нагрузочной вилкой будет очень кстати:
- Тест перед покупкой нового аккумулятора позволяет избежать покупки откровенного брака или аккумулятора, который продавец не ухаживал при хранении (не регулярно подзаряжал).
- При плохом вращении стартера проверка позволяет понять, способна ли аккумуляторная батарея обеспечить для него необходимую мощность.
- При покупке подержанного автомобиля с грузовой вилкой вы можете узнать, придется ли вам еще и тратиться на новый аккумулятор.
- Нечастое, но регулярное тестирование во время работы машины позволяет заранее определить момент, когда аккумулятор потребует замены, и тем самым избежать «утреннего сюрприза».
Также, если вы, например, продавец автомобильных аккумуляторов, умелое использование нагрузочной вилки позволит убедиться в оправданности возврата купленного товара по гарантии. Что касается аккумуляторов и автоэлектриков, то для них вилка нагрузки это то же самое, что компьютер для программатора. Просто правильный инструмент.
Что такое грузовая вилка и как она работает?
Тестер аккумуляторов
В простейшем варианте нагрузочная вилка для проверки автомобильных аккумуляторов состоит из следующих обязательных пяти элементов:
- Вольтметр.
- Загрузка.
- Силовые контакты.
- Кнопка проверки.
- Рамка.
Схема устройства следующая.
Тестер цепи
Вольтметр выполняет только две функции. Во-первых, он отображает напряжение на клеммах аккумулятора без нагрузки. Во-вторых, делает то же самое, но с нагрузкой. Первая функция позволяет предварительно оценить уровень заряда батареи. Второй – служит для оценки способности аккумулятора держать нагрузку.
Собственно, сама нагрузка представляет собой резистор определенного сопротивления, изготовленный из тугоплавкого металла. Чаще всего это пластина, сложенная зигзагом (для размещения длинной детали в компактном корпусе). Его параметры выбираются в зависимости от того, какой ток требуется «выжать» из аккумулятора. Это очень легко сделать. Зная номинальное напряжение испытуемой батареи и ток нагрузки, по закону Ома выбирают соответствующее сопротивление. В общем случае задача нагрузки — имитировать энергопотребление стартера.
Силовые контакты — как правило, один толстый (и короткий) провод с зажимом типа «крокодил», а также металлический щуп, вмонтированный непосредственно в корпус нагрузочной вилки. Кстати, инструменты этого типа называются вилкой потому, что силовых щупов раньше было два, и они отдаленно напоминали этот столовый прибор по внешнему виду. Контакты подключаются напрямую к вольтметру, а также через кнопку к нагрузке.
Тестер аккумуляторов старого образца
Нагрузочная вилка работает следующим образом. Как только оба силовых контакта подключены к клеммам аккумулятора, вольтметр показывает напряжение без нагрузки. Далее, если нажать кнопку тестирования, в схему включается силовая нагрузка, имитирующая работу автомобильного стартера. Вольтметр при этом показывает напряжение на клеммах аккумулятора, и по этим значениям можно определить его просадку.
Как пользоваться нагрузочной вилкой
Проверка аккумулятора с нагрузочной вилкой выполняется всего в два этапа:
- Измерение напряжения без нагрузки.
- То же, но с грузом.
Очень просто. Но есть несколько особенностей, которые необходимо учитывать. В противном случае тест будет либо необъективным, либо просто запутанным или вводящим в заблуждение. Вот такие особенности:
- Первый этап тестирования даст правильные результаты только в том случае, если аккумулятор перед тестом не заряжался не менее 8 часов (в том числе от генератора), а также «отдыхал» не менее 15 минут после серьезной нагрузки.
- На объективность измерений сильно влияет температура окружающей среды, где идеальна +25°С, а ниже нуля недопустима.
- Во время проверки прямо на машине следует заглушить двигатель (обязательно), отключить все потребители, а одну из клемм лучше вообще снять (по желанию).
- Можно сколь угодно долго измерять напряжение без нагрузки, но нельзя держать аккумулятор под нагрузкой более 5-8 секунд.
- Если первая проверка под нагрузкой не дала четких результатов (зевнул, отвлекся, испугался искр и не отметил показания вольтметра), то следующую проверку проводят не ранее, чем через 5 минут.
Возвращаемся к двум упомянутым выше этапам. Если на первом этапе напряжение на клеммах аккумулятора не ниже 12,7 вольт, то он заряжен на 100%. Если меньше, то каждая десятая вольта (0,1) — это минус 10%. То есть, если вольтметр без нагрузки показывает, например, 12,2 вольта, то аккумулятор заряжен примерно на 50%. Стоит еще раз подчеркнуть, что этот принцип работает только с «отдохнувшим» аккумулятором.
Вторая ступень не что иное, как имитация стартера. Нажимаем кнопку, держим 5-6 секунд, и следим за показаниями вольтметра. В зависимости от того, насколько заряжен аккумулятор, напряжение под нагрузкой будет варьироваться от 10,2 вольта до 7,8 вольта. Если максимальное, то 100%. Минимум — батарея разряжена в ноль.
И тут начинается самое интересное, если аккумулятор не новый или бракованный. Дело в том, что даже будучи заряженной на 100%, неисправная или севшая батарея не будет держать нагрузку. То есть напряжение при тестировании на втором этапе упадет ниже 7,8 вольт. Соответственно, если вы провели тест, и стрелка вольтметра под нагрузкой «упала» ниже 8 вольт, аккумулятор потенциально неисправен.
Потерял емкость, не может выдать нормальный пусковой ток, поэтому так сильно проседает напряжение. Причин может быть несколько. Среди них сульфатация пластин, осыпание активной массы, короткое замыкание в ячейках и так далее. В любом случае, если аккумулятор (даже не полностью заряженный) так явно не держит нагрузку, пора его менять. Она, рано или поздно, подведет, и однажды утром двигатель не заведется.
Вывод и как проверить аккумулятор без нагрузочной вилки
В итоге проверка автомобильного аккумулятора нагрузочной вилкой — это очень простая, доступная, быстрая и очень точная диагностика. Он позволяет оценить состояние батареи — уровень заряда, способность держать нагрузку, общую производительность и потенциальный ресурс.
Кстати, для этого теста не всегда обязательно иметь нагрузочную вилку. Иногда достаточно простого вольтметра. Аккумулятор проверяется прямо на машине. Для этого один измеряет напряжение на клеммах аккумулятора под капотом, а второй (помощник) «крутит стартер» в салоне, тем самым нагружая аккумулятор.
Единственное важное условие – вольтметр должен быть «быстрым», то есть обновлять показания с минимальными задержками. По этой причине дорогие мультиметры с микропроцессорным управлением для этих целей не подходят. А вот китайские, которые сегодня продаются даже в продуктовых магазинах за пару долларов, довольно быстро реагируют на перепад напряжения. Вот так можно проверить аккумулятор без нагрузочной вилки с достаточной степенью точности.
ВИДЕО: о тестировании автомобильного аккумулятора
Разъем питания постоянного тока Battery Tender®
|